La Tribuna или “Комната чудес”, как ее называли в 16 веке, была задумана Франческо I де Медичи вместе с его гениальным архитектором Бернардо Буонталенти как первое пространство, в котором произведения искусства должны были выставляться на обозрение публики. По сути Трибуна является первым музеем на Западе. До этого картины, вазы и различные ценности как медальоны, украшения хранились в частных апартаментах королевкой семьи и зачастую были заперты в шкафы. Франческо I Медичи решает создать особую комнату, в которой он сможет разместить культурное достояние семьи Медичи и продемонстрировать его друзьям. Франческо использует один из залов Уффици, построенных чтобы разместить в себе офисные помещения городской власти. Однако Магистратуры занимают только первый этаж, остальная же часть здания остается неиспользованной.
Работа над Трибуной продолжается на протяжении 1581-83 гг. При этом Франческо желает, чтобы комната не только стала вместилищем произведений искусства, но и чтобы она сама превратилась в произведение искусства. Поэтому архитектор Буонталенти проектирует красивый мраморный пол с радиальным рисунком; широкий плинтус украшен рисунком из рыб, птиц, растений; стeны отделаны красной тканью с золотой вышивкой; цилиндр выполнен в голубом цвете с рисунком из перламутра и позолоты; купол имеет базу из позолоты покрытую красным лаком, который становится более прозрачным к верху, что создает необычный цветовой эффект, дополняемый красивыми переливами перламутровых “лампочек”. Кто был в Трибуне, несомненно оценил ее красоту, не смотря на то, что с течение времени ее вид несколько изменился. Так, после смерти Франческо некоторые рисунки на куполе и цилиндре были изменены, плинтус был полностью утерян, а небольшой храм в центре компанты, использовавшийся для хранения ювелирных украшений, был заменен на восмиугольный каменный стол. Во времена Козимо III в Трибуну были привезены некоторые античные статуи из римской виллы Медичи, в том числе наиболее известная статуя “Венеры Медичи”, которая стала прототипом при написании Венеры Ботиччели и других произведений искусства. Интересно, что созданное пространство позволяло одинаково обозревать все предметы в комнате, совершая круговой маршрут. Кроме того, несколько окон вдоль цилиндра и в “фонаре” позволяли свету проникать сверху и ранвомерно распределяться по комнате, создавая возможность для идеального обозрения каждого уголка Трибуны.
Созданная как музей, Трибуна, однако, несла в себе и некоторый скрытый смысл. Необычная форма Трибуны отсылает нас к важным религиозным зданиям прошлого (баттистерии и базилики). Восьмиугольная форма является аллегорией 8 дня, дня воскрешения после 7 дней создания мира, и носит сакральный смысл. Многие ученые находят в Трибуне намек на Четыре элемента природы: Земля (отраженная в поле из мрамора), Вода (отраженная в рисунке плинтуса и украшенным морскими раковинами куполе), Огонь (отраженный в красном цвете стен) и Воздух (отраженный в “фонаре”, завершающем струкутру, и розе ветров). Также цвета трибуны отражают цвета, используемые на гербе семьи Медичи: красный, белый, голубой и золотой. В целом идея Трибуны заключается в том, чтобы показать мастерство человека превращать дарования природы в произведения искусства, а также, чтобы продемонстрировать великолепие и культурное богатство семьи Медичи.
И несмотря на то, что Трибуна была доступна только узкому кругу людей, именно она положила начало современным музеям.
Comments