Давайте с вами посмотрим, как менялся образ Венеры в живописи на протяжении веков.
В картине Боттичелли "Рождение Венеры" (1482-1486 гг.) появляется первое изображение богини любви со времен античности. На этой картине также впервые за много столетий было изображено обнаженное женское тело. Это было начало Ренессанса, впервые нагота не стала постыдной и греховной, а приобрела иной смысл. В картине Боттичелли обнаженная Венера лишена сексуальности и сладострастности, она больше олицетворяется с Девой Марией, которая дарит вселенскую любовь.
И это не с проста, ведь Венера Боттичелли была вдохновлена древнеримской статуей Венеры Целомудренной (Уффици Трибуна), находившейся в коллекции Медичи, которая изображала обнаженную Богиню Любви, вышедшую из воды и стыдливо оглядывающуюся по сторонам и прикрывающую свою наготу в опасении, чтобы никто её не увидел.
Изначально раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, но перейдя в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность.
Ветер Зефир в обнимку с богиней Хлоридой поддувают Венеру к острову, где одна из Граций готова прикрыть обнаженную Венеру пурпурной накидкой.
Если рассматривать "Рождение Венеры" Вильяма Бурго (1879 г.), здесь тело и поза Венеры уже более вызывающее и сексуальное, оно притягивает взгляды окружающих. Венера Целомудренная в исполнении Модильяни имеет присущую художнику уникальность и больше похожа на абстрагированную от земного мира и плотских утех Венеру Боттичелли.
Интересно проследить развитие другой линии Венер.
Первой в этой серии является "Спящая Венера" Джорджоне (1510 год), которая изображает Богиню Любви погруженную в сладкий спокойный сон. Эта Венера обнажена, но она не несет в себе сексуального подоплека. Картину заканчивает ученик Джорджоне - Тициан, который позже пишет свою Венеру: "Венера Урбинская" (1534 год). Венера Тициана - это уже не умиротворенно спящая в саду Богиня Любви, это сексуальная женщина, откровенно смотрящая на нас. В Венере Тициана явно прослеживается эротический мотив, что можно объяснить тем, что картина была свадебным подарком и собственно изображалась на ней невеста в преддверии брачной ночи. Отсюда символы: красные розы в руке - символ страсти и любви, белые простыни - символ чистоты, собака - символ верности.
Позднее данная поза прослеживается в работах Амадео Модильяни "Венера лежащая" с присущим ему стилем и в работе Эдуарда Мане "Олимпия" с характерной атмосферой 19го века. В "Олимпии" также присутствует служанка, но если в работе Тициана служанки разбирают свадебные сундуки на заднем плане, то в работе Мане служанка преподносит героине букет цветов от поклонника. У нас также присутствуют белые простыни и цветок, но в место собаки изображена черная кошка. Поза Олимпии напоминает позу Венеры Тициана, но она лишена загадочности и сладкого предвкушения, которые излучает Венера Тициана. Олимпия показывает свое тело со знанием дела, её взгляд прямой и уверенный, в этой картина нагота и сексуальность теряет свое очарование и становится чем-то банальным и обыденным.
Comments