Флоренция в начале 16го века была центром Высокого Ренессанса, в 1503-1506 гг. здесь одновременно находились три великих деятеля искусства: Леонардо да Винчи, вернувшийся из захваченного французами Милана, Микеланджело, на пике своего первого рассвета, и молодой Рафаэль.
И если портрет Герцогов Урбинских руки Пьеро делла Франческа был одним из первых портретов живых людей, а не святых и религиозных деятелей, то уже в начале 16го века портретная живопись начинает активно входить в жизнь богатых людей. И как и многие знатные люди во Флоренции, Аньоло Дони, известный флорентийский торговец и меценат, и в какой-то степени истинный поклонник искусства, заказывает на свое бракосочетание собственный портрет и портрет супруги. В этот же период Аньоло заказал картину с изображением Святого Семейства Микеланджело, позднее получившую название Тондо Дони.
Портрет Аньоло Дони и Магдалены Строцци (Галерея Уффици) вобрал в себя лучшие традиции Итальянского Ренессанса. С одной стороны прослеживается идея диптиха как в портрете Пьеро делла Франческа, когда два портрета объединяет общий пейзаж, плавно перетекающий из одной картины в другую.
В то же время Рафаэль не изображает своих героев в фас или профиль, а изображает их в более сложном ракурсе в 3/4 как Мона Лиза Леонардо да Винчи. Но в отличии от Леонардо да Винчи Рафаэль не использует технику "сфумато" и оставляет пейзаж очень реалистичным, наполненным объемом и светом, избегая мистики, присущей картинам Леонардо.
В картинах Рафаэля нет загадки, тайных знаков и символов, его картины изображают крайне реалистичную действительность. Присмотритесь к рукам Аньоло Дони, вы можете увидеть вены под кожей. Обратите внимание на его взгляд, слегка сморщенный лоб, в нем читается характер человека.
Супруги сидят напротив друг друга в пол оборота, их одежды и крашения говорят об их статусности. Так же как их уверенны и слегка высокомерный взгляд говорит о том, что они полностью осознают престиж своего высокого социального статуса и гордятся этим.
Стоит обратить внимание на украшения Магдалены Строцци, они олицетворяют собой супружеские добродетели: белый жемчуг является аллегорией верности, изумруд - целомудрие, рубин - сила, а сапфир - чистота.
В настоящее время портреты находятся в Галерее Уффици в зале, где расположен Тондо Дони Микеланджело, также заказанный семьей Дони-Строцци.
Comments