Картина "Тондо Дони" - это редкий пример станковой живописи в исполнении Микеланджело! Всем известно, что Микеланджело по своей натуре был скульптором, поэтому встретить его живописные работы - это истинное удовольствие.
Прежде всего, расшифруем название картины, ведь вряд ли эти два слова "Тондо Дони" что-то вам говорят. "Тондо" на итальянском означает круглую форму картины. Такие картины (читай "иконы") обычно использовались для более интимной обстановки, их вешали в спальнях, тогда как прямоугольные иконы больше подходили для публичных мест. Традиция эта пошла с того, что женщинам роженицам приносили на круглом подносе предметы первой необходимости, так круглая форма стала символом чего-то интимного и очень семейного.
"Дони" - это фамилия заказчика. Аньоло Дони заказал свой портрет и портрет супруги Рафаэлю (Портреты Аньоло Дони и Магдалены Строцци), а Микеланджело заказал "Тондо". Будучи богатым, но немного жадноватым, Аньоло Дони решил сбить цену за картину с 70 дукатов до 40, на что Микеланджело ответил отказом и решил вообще ее не продавать. Через несколько дней Аньоло Дони передумал и решил таки заплатить полную цену за работу Микеланджело, но за свою скупость ему пришлось заплатить вдвойне, так как Микеланджело поднял цену до 140 дукатов и не отступал.
Как и портреты Рафаэля, "Тондо Дони" находится в Галерее Уффици во Флоренции. Насладиться этой работой Микеланджело и другими шедеврами Эпохи Возрождения вы можете во время Экскурсии по Галерее Уффици!
Микеланджело также использует пирамидальную композицию на переднем плане, но его тела принимают не естественные позы, находясь в напряжении и контрапозиционном полу развороте. Тела, написанные Микеланджело, больше скульптурные чем живописные, они отличаются пластичностью и характерной внутренней мощью, свойственной для статуй Микеланджело.
На заднем плане изображены так называемые "иньюди" или обнаженные тела, которые олицетворяют собой языческий мир. Эти фигуры были воодушевлены античными статуями атлетов, которые Микеланджело мог наблюдать на раскопках в Риме. Святое Семейство же на переднем плане является олицетворением Христианства, новой религии. Справа между "язычеством" и "христианство" находится маленький Иоанн Креститель, который является связующим звеном между двумя религиями, ведь именно он первый начал проповедовать приход Мессии.
Картины Микеланджело, как и его скульптурные работы, заряжены невероятной силой и энергетикой. Они настолько отличаются от спокойных и умиротворяющих картин Рафаэля и Тициана. В них чувствуется мощь! Для усиления этого эффекта Микеланджело использует яркие металлические цвета, которые уводят зрителя из мира реальности. В этом заключается особенность работ Микеланджело, в них проявляются прогрессивные взгляды Микеланджело на искусство. Поистине, он остается гением вне времени! Так как он превзошел и мастеров прошлых веков, и своих современников, и даже предвкусил будущие тенденции. Познакомиться с творчеством Микеланджело и его жизнью, переживаниями и терзаниями вы можете во время Экскурсии по Флоренции "Микеланджело: от А до Я".
Comments