Рассмотрим прежде всего сюжет данной истории.
Однажды город Беттулию окружили многочисленные войска грозного Олоферна. Город впал в панику, и горожане восклицали, что всех их ждет смерть, что Бог оставил их. Вера горожан иссякала с каждым днем. Тогда к народу вышла молодая вдова Юдифь, не успевшая ещё снять черных одежд с себя, и сказала своим согражданам, что им нечего бояться, что Господь защитит их. Из толпы лишь послышались недовольные выкрики, вера горожан совсем угасла. Тогда Юдифь надела свои самые красивые одежды и отправилась в войско Олоферна к врагу своему.
Так как Юдифь была очень красива, а речи её сладки, Олоферн был обольщен этой юной женщиной, к тому же она пообещала ему помочь захватить её город. Олоферн организовал великолепный банкет по такому радостному событию. После банкета опьяненный он отправился к себе в шатер в надежде найти там уединение с Юдифью. Юдифь ждала его, но не для ласок и нежности, в её руке был приготовлен меч, которым она и отрубает голову Олоферну.
Взяв голову с собой, Юдифь тайком возвращается в город. Войско Олоферна потеряв главнокомандующего разбежалось на следующий же день. Юдифь вышла к горожанам и сказала: "Вы не верили в Бога, но защитил меня. Ведь я одна беззащитная женщина отправилась к врагу нашему и вернулась живая, да еще и с головой врага!" Таким образом, город был спасен, а вера восстановлена.
Работы, посвященные тематике Юдифи и Олоферна.
Во Флоренции данная тема не один раз использовалась в искусстве и была связана со свободой и борьбой со всякого рода тиранией. Давайте рассмотрим, какие работы, посвященные этой теме вы можете увидеть во Флоренции.
Одной из первых работ, посвященных Юдифи и Олоферну, является статуя Донателло, располагавшаяся на Площади Сеньории рядом с Палаццо Веккьо (сейчас оригинал находится внутри музея Палаццо Веккьо). Эта прекрасная бронзовая композиция, которая когда-то являлась фонтаном, из ушек подушки должна была струиться вода. Юдифь здесь изображена в решающий момент, когда она наносит Олоферну смертельный удар и отсекает ему голову. В её взгляде мы видим сосредоточенность и силу, уверенность в том, что она делает. Молодая женщина понимает, что она совершает зло ради добра, ради того, чтобы спасти свой народ от захватчиков. В том, как она держит голову Олоферну, прослеживается пренебрежение. Полководец изображен беспомощным и не оказывающим сопротивление, его судьба предопределена, он побежден.
Картина художницы Артемизии Джентиллески в Уффици пропитана ненавистью и ужасом. Олоферн истекает кровью, а Юдифь с горящими глазами совершает это убийство. В работах этой художницы тема Юдифи и Олоферно появляется не раз. Возможно, это было связанно с её личной травмой, ведь над девушкой надругался её учитель по живописи. И этот эпизод, а вмести с ним и ненависть и пренебрежение к мужчинам, плотно засели в её подсознании. В другой её картине, находящейся в Палатинской Галереи Палаццо Питти, Юдифь изображена в момент, когда она уже совершила кровопролитие и готова уйти, но какой-то звук привлек её внимание. В том, как девушка держит корзину с головой Олоферна прослеживается брезгливое отношение к военноначальнику, как будто она несет корзину с грязным бельем.
Еще одна интересная интерпретация сюжета у Кристофоро Аллори. Здесь картина приобретает некую театральность. Юдифь протягивает руку с головой Олоферна вперед, как будто нарочно показывая её зрителю. Взгляд молодой девушки также устремлен на нас и она вроде как ищет нашего одобрения своему деянию. В этой картине в голове Олоферна художник изобразил свой автопортрет. Юдифь имеет сходство с невестой художника, а служанка Амбра - с её матерью. Этой картиной Аллори как бы говорит "Посмотрите до чего довели меня эти женщины!"
В Уффици в одном из последних залов находится версия Юдифи и Олоферна в исполнении Рубенса. Картина выполнена в стиле, присущем художнику, и отличается размытостью форм, однако, здесь отсутствует напряженность сюжета.
Commentaires